Дидактический материал

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений. В условиях современной жизни при увеличении объёма необходимых для человека знаний нецелесообразно делать главную ставку только на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Целенаправленно организованная самостоятельная работа обучающихся вечерней школы осуществляется с учетом индивидуальной литературной и читательской подготовленности с опорой на личный жизненный опыт. Самостоятельная работа обучающихся с текстом произведений – условие, которое обеспечивает успешное проникновение школьников в авторский замысел, постижение ими всей глубины смысла литературного произведения. В этом случае, естественно, исключается усвоение выводов о произведении только на основе оценочных суждений, почерпнутых в учебнике или литературно-критических статьях. Успех самостоятельной работы учеников поможет учителю реализовать один из основных принципов обучения в вечерней школе – принцип индивидуализации обучения. Предлагаемый материал поможет учителю в организации как групповых, так и индивидуальных консультаций. Данный дидактический материал составлен с учетом контингента обучающихся вечерней школы, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности. Вопросы заключают требования пересказа содержания, воспроизведения литературного материала, отбора отдельных эпизодов, литературных фактов, компоновки их с учётом требований, диктуемых целями постижения текста. Задания включают элементы самостоятельного анализа, несложных рассуждений. В каждом дидактическом материале, как правило, три вопроса: первый требует распознавания, дифференциации и отбора материала, выявления существенного, главного и второстепенного, что способствует формированию начальных предпосылок для последующих оценочных суждений. Далее ученикам предлагаются вопросы и задания по элементам анализа. Чтобы на них ответить, необходимо понять и оценить смысл рассказанного автором. Этот вид работ, обусловленный целями анализа, поможет ученикам овладеть такими приемами мыслительной деятельности, как конкретизация, анализ, обобщение и синтез. Третий вопрос предполагает знание текста, умение его анализировать, делать соответствующие выводы. Каждый дидактический материал дополняется отрывками из писем, дневников писателя, воспоминаниями современников, отрывками из критических статей. Это позволяет более полно представить эпоху, в которой жил и работал писатель, историю создания текстуально анализируемых произведений. Такое дополнение к основному дидактическому материалу для работы над произведением включается учителем в систему комментированного чтения, анализа художественных произведений. Таким образом, его функция – восполнение недостающих элементов знаний у обучающихся, способ помочь им при работе. Для работы по данному дидактическому материалу обучающиеся могут быть распределены и на группы различной степени подготовленности к обучению. Распределение осуществляется на основе таких признаков, как интерес к учению, к литературе как учебному предмету, уровень имеющихся знаний, характер затруднений, испытываемых при изучении конкретной темы и т.д. группы динамичны, их состав меняется характером учебных задач и изменяется на основе результатов контрольных работ, опроса, зачётов, сочинений, наблюдений учителя. Наличие в классе обучающихся разных групп по уровню подготовленности к восприятию нового материала предполагает различные по объёму, сложности и содержанию задания. Каждая группа работает по одному дидактическому материалу, анализируя один и тот же отрывок, отвечая на одни и те же вопросы, выполняет одни и те же задания. Изучение литературы предполагает размышление над прочитанным, установление художественной оправданности и внутреннего сцепления обстоятельств, формирование наблюдательности, воображения, способности учеников определять, для чего автор вводит ту или иную деталь, сцену. Всё это – важные условия изучения идейно-художественного богатства и смысла произведения. Более глубоко постигнуть суть литературного творения помогут систематические упражнения, проводимые учителем с помощью данного дидактического материала. Выполнение такого типа заданий формирует у обучающихся наблюдательность, умение в определенном порядке «выстроить» детали, характеризующие литературного героя, и на их основе глубже осознать мир чувств, мыслей, переживаний, интересов, страстей персонажа, оценить, как трансформируется его характер в столкновениях с другими героями и т.д. Данный дидактический материал стимулирует внимание к художественному образу, художественному языку, художественной детали. Работа с его помощью формирует умение обучающих связывать деталь с целым, выявлять её идейно-художественную значимость. Индивидуально-групповая работа, как правило, должна заканчиваться проверкой и корректировкой полученных обучающимися знаний, умений и навыков; здесь уместны повторительно-проверочные беседы, контрольный опрос, тестовые задания и т.п.


Литература



Напишите мне orisheva.elena@yandex.ru Позвоните мне elenaorisheva Оришева Елена©